Как и множество электронных технических устройств, радар-детекторы начинают свою историю в эпоху военных разработок времён Второй Мировой войны. Ещё в конце 30-х гг. советские и британские исследователи независимо друг от друга трудились над созданием радара, способного с помощью радиоволн обнаруживать местонахождения кораблей, самолётов и даже айсбергов!
Первые модели были, конечно, весьма громоздкими, но начавшаяся война заставила учёных в кратчайшие сроки уменьшить размеры этого устройства. Чуть позже, в разгар Корейской войны советским физикам удалось заполучить образец электронного прицела, используемого американцами, и создать на его основе первый антирадар «Сирена», который, кстати, значительно изменил ход военных действий.
Не вдаваясь в подробности исследования свойств радиоволн на основе которых создавались геолокаторы способные обнаруживать на довольно большом расстоянии воздушные и водные суда, обратимся сразу в мирное время, когда возникла необходимость контролировать транспортные потоки и создавать приборы для детектирования нарушений правил дорожного движения.
Конечно, в послевоенные годы европейцам и жителям СССР было не до разработок радар-детектров. Им пришлось восстанавливать разрушенные города и медленно возвращаться к мирной жизни. А вот по ту сторону океана, в США, где развитие автопрома и системы автодорог не было остановлено военными действиями, появилась острая необходимость в создании устройств, с помощью которых полицейские «охотились» за лихачами, выписывая нехилые штрафы, ведь количество ДТС стало расти с пугающей скоростью.
И вот уже в 1954 году радары появились на службе полиции. Первые полицейские радары в США представляли собой внушительные по размеру и неприлично дорогие устройства. Они закреплялись на крышах полицейских автомобилей, капотах, в багажниках или же устанавливались прямо на землю (знакомо как, не правда ли?). Эти радары работали по принципу «эффекта Допплера». Сегодня только ленивый не знает как Кристиан Допплер формулировал его (отдельное спасибо «Теории большого взрыва»). Итак, скорость движения автомобиля вычислялась последовательным измерением разницы во времени между радиосигналом, который излучает радар и этим же радиосигналом, но уже отражённым от металлического кузова автомобиля и вернувшегося к радару. И кстати по сей день, радары работают по этой формуле. Позже, кстати, идею Допплера позаимствовали и для создания GPS-навигаторов.
Но уже в 1961 году все автомобилисты, не желающие платить штрафы, были обрадованы отличной новостью: в журнале «Популярная механика» появилось описание принципа работы первого радар-детектора «Radatron Tonawanda». Смысл его сводился к тому, что на частоте 2.455 ГГц он опознавал полицейские радары аж за 2 км (если перевести с их милей) и сигнализировал об этом владельцу. Прототип выглядел крайне аскетично и простенько, но он работал!
В серийном производстве эти радар-детекторы стали называться «Sentry» (Radatron). Он имел более симпатичный внешний вид и две батареи для зарядки. И всё-таки оставался довольно простым и лаконичным внешне прибором. При цене $39 «Sentry» был доступен каждому автовладельцу и очень скоро было продано более 25 тысяч приборов. Правда большая скорость существенно снижала точность детектирования, но автовладельцев это не останавливало, да и скорости, прямо скажем, были далеки от современных.
Новые правила дорожного движения, установленные на территории США после нефтяного кризиса 1973 года позволяли автолюбителям разрешённую скорость 55 миль/ч, а на помощь полицейским пришли мощные радары, работающие в диапазоне Х. Как противодействие этим мерам, инженером Дэйлом Смитом был разработан прямой конкурент и потомок «Sentry» — недорогой, легко управляемый, компактный, функциональный и очень удобный — «Fuzzbuster». Ему уже не требовались батареи, его питание шло от гнезда прикуривателя. Увеличилась так же дальность приёма сигнала до нескольких миль. После «Fuzzbuster» инициативу подхватил «Whistler» со своими прогрессивными устройствами…
Но тут успешный взлёт популярности радар-детекторов был прерван запретом на эти аппараты. Власти Чикаго, Вашингтона, Вирджинии, а потом и других штатов подкрепили запрет на использование радар-детекторов дорогостоящими штрафом с изъятием прибора. В это время радар-детекторы уже начали вовсю продаваться в Европе, но и там их постигла та же участь. В России пока запретов на эти устройства нет, поэтому уже наши инженеры с помощью коллег из Южной Кореи и Китая продолжают развивать технологии радар-детекторов (наш радар-детектор SilverStone F1 Monaco тому пример) на радость всем автолюбителям.
Продолжение следует!